«Здравствуй, Театр!»
Цели и задачи:
расширить представление учащихся о театре: зрительный зал, профессии театра, правила поведения в театре;
развивать познавательные способности и творческое воображение, познавательную активность и деятельность учащихся;
включение учащихся в процесс общения и творческого взаимодействия в группах;
воспитать любознательность, интерес к театральному искусству, артистизм, воспитывать чувство ответственности и чувство прекрасного.
Ход урока.
I. Самоопределение.
Звучит классическая музыка.
Учитель:
- Всем добрый день! Мы проводим классный час на котором будем работать вместе, давайте приготовимся к общению. (Дети берутся за руки и по кругу д говорят друг другу: «Лёша, мне приятно общаться с тобой»…..)
- Усаживайтесь поудобнее, внимание на экран.
(Не экране фрагмент видеозаписи спектакля Братского драматического театра.)
- Посмотрев видео, как вы думаете, чему будет посвящён наш классный час? (Театру)
- Совершенно верно. Мы посмотрели начало спектакля «Алые паруса» Братского драматического театра! Сегодня мы заглянем в этот удивительный, особый и прекрасный мир «Театр». В этом мире все необычно, волнующе, волшебно!
- Интересна ли вам эта тема? (Да)
- Значит отправляемся в гости в театр. Наш классный час так и называется: «Здравствуй, Театр!» (Слайд)
II. Актуализация.
- Вспомните, мы уже с вами говорили, где родился театр? (Театр родился в Древней Греции, из сельских праздников в честь бога Диониса. Основными театральными жанрами были трагедия и комедия.) (Слайд)
- Современные театры отличаются от Древнегреческих, они стали совсем другими. (Слайд)
- А кто из вас бывал в театре? (Не многие)
- Сегодня мы с вами побываем в театре, как зрители, как актёры и не только.
III. Построение и реализация проекта выхода из затруднения.
1) - Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово театр? (Ответы детей)
- Давайте заглянем в театральный словарь и объясним значения некоторых театральных слов. (Детям в группы выданы слова, к которым надо найти и выбрать объяснение слева. Р-1.)
2) – Вы все занимаетесь в театральной студии, поднимите руки, кому нравится это занятие? А чем оно вас привлекает? (Ответы детей)
- Кто же главное действующее лицо в театре? (Актёр)
- Верно. Зритель видит на сцене актёров, но мы знает, что бы создать из спектакля эстетически и идейно целостное зрелище, потрудиться должно очень много людей. Театр имеет множество очень интересных и необходимых профессий. Давайте вспомним, некоторые, скажем, чем же занимаются в театре люди следующих профессий:
РЕЖЕССЁР (Слайд) Режиссер вырабатывает собственное толкование пьесы или сценария и на его основе составляет режиссерский замысел, т.е. выявляет содержание спектакля, его жанр, внешнюю форму, ритм, характер и облик персонажей. Режиссер организует и компонует между собой все составные части зрелища: творчество актера, декорации, костюмы, музыку, освещение, звуковое оформление и др.
Режиссер - это самая сложная профессия в театральном искусстве. Прежде всего, он должен иметь сформированную гражданскую позицию для того, чтобы его трактовка театрального спектакля была интересна зрителю. Поэтому, как правило, режиссеры - это люди с большими знаниями и жизненным опытом. Важную роль в творчестве режиссера играют воображение и выдумка. Также режиссеру необходимо обладать вкусом и чувством меры. Кроме этого режиссеру как администратору и руководителю должны быть присущи организаторские способности, умение находить контакт с людьми, правильное поведение в конфликтных ситуациях. Режиссер должен обладать и актерскими способностями, конечно не в той мере как актер, но он должен уметь не только объяснить, но и показать актеру, что от него требуется.
Режиссер также должен быть интересным и содержательным человеком, уметь заразить своими мыслями всю труппу, чтобы работа над спектаклем проходила творчески и с настроением, что является залогом хорошего результата.
ХУДОЖНИК ПО ДЕКОРАЦИЯМ (Слайд) Этот художник отвечает за атмосферу всего спектакля. Еще до того как в театре начинаются репетиции новой постановки‚ декоратор читает пьесу‚ изучает историческую эпоху‚ в которой происходит действие‚ пытается как можно глубже проникнуть в замысел автора. Вместе с режиссером он разбирает каждую сцену и придумывает эскизы декораций. Дальше к производству подключаются работники декорационной мастерской театра. Но самые сложные элементы оформления сцены художнику приходится расписывать самостоятельно. В идеале декоратор должен иметь высшее образование‚ знать историю искусства‚ материальной культуры‚ законы световых сочетаний и перспективы‚ свойства красок‚ грунтов и шпаклевок и т. д.
ХУДОЖНИК ПО СВЕТУ (Слайд) Эта специальность впервые возникла в шекспировском театре «Глобус». Во время выступлений легендарной труппы около сцены дежурил человек‚ который следил за тем‚ чтобы свечи не коптили. Сальные свечи и факелы ушли в далекое прошлое‚ их заменили современные приборы‚ но работа художника по свету не стала проще. Конечно‚ частично ее облегчает компьютер‚ но не все технические работы в театре поддаются автоматизации. Поэтому сегодняшний осветитель должен быть очень разносторонней личностью: обладать хорошими организаторскими способностями‚ иметь врожденное эстетическое чутье‚ знать электротехнику‚ физику‚ оптику‚ сопротивление материалов‚ историю театра и т. д.
БУТАФОР (Слайд) Главная задача бутафора — сделать так‚ чтобы из зрительного зала еда‚ которой угощаются герои‚ казалась свежей и аппетитной‚ мраморные статуи — тяжелыми и древними‚ а деревья и цветы — живыми. И только человеку‚ случайно оказавшемуся за кулисами‚ станет очевидно‚ что все эти предметы‚ такие разные по фактуре‚ размеру и впечатлению‚ которое они производят‚ сделаны из обычного хлама: кусочков пластика‚ поролона‚ ваты и ткани.
Специальность эта не слишком высокооплачиваемая и заметная. Однако хорошие бутафоры ценятся театральными режиссерами не меньше‚ чем талантливые и перспективные актеры.
ГРИМЕР (Слайд) Обязанность гримера — полное перевоплощение артиста. Именно его стараниями актеры с тривиальной внешностью превращаются в узнаваемых исторических деятелей‚ робкие юноши — в роковых красавцев‚ молоденькие девушки — в зрелых дам‚ и наоборот. В театре этот специалист обычно очень загружен. Ему приходится отвечать не только за лица‚ но и за прически героев — то есть работать с париками‚ бакенбардами‚ накладными усами и шиньонами. На создание одного образа может уходить немало времени (обычно актерам накануне спектакля сообщают‚ за сколько часов до начала действа нужно явиться в гримерную‚ чтобы все успеть). Во время спектакля художник дежурит за кулисами‚ чтобы вовремя поправить поплывший макияж актеров или закрепить парики.
ХУДОЖНИК-ТЕХНОЛОГ ПО КОСТЮМУ (Слайд)Любой работник театра скажет‚ что костюм — это вторая душа артиста. Без него создать убедительный образ‚ характер‚ передать атмосферу той или иной эпохи совершенно невозможно. Поэтому костюмер — человек‚ который отвечает за сценическую одежду актеров‚ — один из главных участников любого спектакля. Этот специалист готовится к каждой новой постановке наравне с артистами. Он тщательно изучает пьесу‚ приходит на репетиции‚ вместе с режиссером создает эскизы будущих костюмов‚ предлагает свои советы по выбору ткани и фасона.
Во время спектаклей главным действующим лицам часто приходится переодеваться. Иногда на это перевоплощение у них есть всего полминуты. Поэтому костюмер должен заранее приготовить комплекты одежды и проследить за тем‚ чтобы актер в спешке и полумраке кулис надел на себя все аккуратно и именно так‚ как задумывалось. Такой специалист должен иметь высшее образование‚ знать историю костюма‚ театра‚ а также хорошо рисовать.
- Что бы стать профессиональным работником театра, нужно много уметь, но всему этому можно научиться в театральных учебных заведениях. Мы назвали ещё не все профессии театра, но я надеюсь, что вы понимаете, насколько они интересны. Советский режиссёр, актёр Вахтангов Евгений Багратионович сказал: "Театр это праздник". И я, думаю, мы с ним полностью согласны.
3)- А теперь давайте заглянем в пустой зрительный зал.
- Театральный зрительный зал делится на несколько частей.
(Слайд)
- Партер - зрительные места в театре перед сценой.
- Амфитеатр - места в зрительном зале, возвышающиеся уступами за партером.
- Бельэтаж - места над партером и амфитеатром;
- Бенуар — ложа на уровне партера.
- Балкон — места, находящиеся выше партера;
4) – Мы с вами пришли в гости в Театр, а знаем мы как себя вести в театре?
- Как надо одеться в театр? (Особенно опрятно, аккуратно, нарядно).
Если собрался в театр, оденься особенно опрятно, аккуратно, нарядно. (Слайд)
- За какое время до спектакля надо приходить в театр? (Желательно приезжать самое малое за 15 минут до начала представления, чтобы можно было без спешки и без очереди сдать верхнюю одежду в гардероб, поправить прическу, купить программку и занять свои места в зале.)
Нельзя опаздывать к началу программы. (Слайд)
- Можно ли до начала спектакля поиграть с друзьями, побегать? (В фойе шуметь, бегать, затевать игры нельзя).
В фойе шуметь, бегать, затевать игры нельзя. (Слайд)
- Если в театр приходит девушка с парнем, кто кому должен помогать? (В гардеробе мужчина помогает женщине снять верхнюю одежду и берет номерки, которые хранит у себя до окончания спектакля).
- А кто из них должен первым войти в зал? (Мужчина покупает программку и первым входит в зал. Когда вы нашли свой ряд – пропустите спутницу вперед. Проходить по ряду к своим местам следует, повернувшись лицом к сидящим и извинившись за причиняемое беспокойство).
- Если места в середине, как себя вести? (Если ваши места в середине ряда – придите в зал немного пораньше, чтобы без лишних неудобств занять их. Женщине полагается занимать место справа от своего спутника.)
В зале надо занять свои места. Проходить по ряду к своим местам следует, повернувшись лицом к сидящим и извинившись за причиняемое беспокойство. (Слайд)
- Если вы увидели в зале знакомого, как надо себя вести? (Если вы увидели в зале знакомого – поклонитесь и оставьте обсуждение новостей до антракта, негоже размахивать руками, привлекая внимание всего зала, громко переговариваться через несколько рядов.)
- Если вы были заняты до спектакля и не успели покушать, можно взять с собой бутерброды? (Не рекомендуется приносить с собой в зрительный зал шоколад, яблоки, бутерброды и т.д., чтобы перекусить, если вы не успели это сделать дома – в любом театре для этого есть буфет.)
Не есть во время действия. В зрительном зале нельзя сорить, совершенно не
допустимо грызть семечки. (Слайд)
- Можно во время спектакля разговаривать с соседом? (Недопустимо во время спектакля перешептываться, шаркать ногами, стучать пальцами по подлокотнику кресла – этим вы отвлекаете не только зрителей, но и актеров.)
Неприлично во время действия мешать зрителям: хлопать стульями, свистеть и топать. (Слайд)
- Если вы взяли бинокль, можно рассмотреть люстру, других зрителей? (Взяв с собой бинокль, используйте его по назначению, а не занимайтесь изучением зала.)
Взяв с собой бинокль, используйте его по назначению, а не занимайтесь изучением зала. (Слайд)
- Когда надо уходить из зала? (Не срывайтесь с места за пять минут до окончания спектакля, чтобы успеть в буфет или гардероб – эти минуты вас не спасут, а настроение актерам, которые работали для вас два часа, испортят. Дождавшись, когда занавес опустят, не торопитесь покинуть зал – нередко актеры выходят на поклон – разве не приятно еще раз увидеть людей, чья работа вам понравилась?)
- А если не нравится спектакль? (Другое дело, если спектакль плох, тогда вы можете покинуть театр еще во время антракта, но не вовремя действия).
Не спеши выходить из зала до окончания спектакля, это не прилично. (Слайд)
5)- Сегодня у нас впереди тоже спектакль, как же зритель узнаёт про
спектакль? (Из афиши.) (Слайд)
- Какую важную информацию зритель узнаёт из афиши? (Название
спектакля, время, цена билета). (Слайд)
- Что должен иметь зритель, который желает посетить спектакль? (Билет)
- Что указывается в билете? (Ряд, место, время)
IV. Самостоятельная работа
1)- Вы у меня тоже артисты, вы занимаетесь таким делом уже 4 год и
благодаря Галине Николаевне Калининой сегодня мы постараемся
создать в нашей школе маленький театр. Спектакль у вас уже готов. Что
нам надо ещё, что бы зритель пришёл на наш спектакль? (Афишу,
билеты)
- А ещё я предлагаю, распечатать правила поведения в театре и вручить
ученикам при входе.(Дети работают в группах: 1 группа – готовит афишу,
2- распечатывает правила поведения в театре, 3, 4, 5 – прописывают
время спектакля в балетах)
- Вот у нас всё готово.
V. Рефлексия.
1) – Сейчас я попрошу вас встать в круг и сказать что же дал вам наш
классный час. (Дети высказывают своё мнение о классном часе, что они
узнали, что понравилось)
- А сейчас, вы все займёте свои рабочие места, приготовитесь к
спектаклю, я желаю вам вместе с Галиной Николаевной аншлага и
бурных продолжительных аплодисментов после спектакля.
II часть.
Дети – артисты готовятся к спектаклю. Все занимают свои «рабочие» места. В назначенное время начинается спектакль, приготовленный детьми.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Р-1.1. Акт объявление о том, что все билеты проданы;
Антракт одна часть действия;
Аншлаг перерыв между действиями, отделениями.
Р-1.2. Аплодисменты объявление о спектакле;
Афиша искусство изменения внешности
актера с помощью специальных
красок, прически, парика и т.д.;
Грим рукоплескания в знак одобрения.
Р-1.3. Декорация узкая ткань, висящая сбоку от сцены;
Занавес оформление сцены, создающее зрительный
образ спектакля;
Кулиса ткань, закрывающая сцену от зрителей.
Р-1.4. Программка осветительная аппаратура, расположенная на
полу сцены по ее переднему краю, скрытая
от публики бортом;
Рампа вещи для спектакля;
Реквизит листок с краткими сведениями о спектакле.
Р-1.5. Репертуар площадка, на которой происходит театральное
представление;
Репетиция перечень пьес, включенных в сезонную
афишу театра;
Сцена процесс подготовки спектакля.
Правила поведения в театре.
- Если собрался в театр, оденься особенно опрятно, аккуратно, нарядно.
- Нельзя опаздывать к началу программы.
- В фойе шуметь, бегать, затевать игры нельзя.
- В зале надо занять свои места. Проходить по ряду к своим местам следует, повернувшись лицом к сидящим и извинившись за причиняемое беспокойство.
- Не есть во время действия. В зрительном зале нельзя сорить, совершенно не допустимо грызть семечки.
- Неприлично во время действия мешать зрителям: хлопать стульями, свистеть и топать.
- Взяв с собой бинокль, используйте его по назначению, а не занимайтесь изучением зала.
- Не спеши выходить из зала до окончания спектакля, это не прилично.
|