Суббота, 01-02-2025, 6:04 PM
Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS

Сайт учителя начальных классов Елены Распутиной

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 32
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Методическая копилка

Главная » Файлы » Разработки уроков

Тундра
21-08-2017, 7:02 PM

 

Предмет: Окружающий мир

Класс: 4 класс

Авторы учебника: А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая («Перспектива»)

Тип урока: ОНЗ (По технологии деятельностного метода Л.Г.Петерсон).

  • «В холодной тундре».

Основные цели:

  1. сформировать представление о тундре;

2)формировать умение соотносить природные условия тундры с особенностями её флоры и фауны, а также занятиям местных жителей;

3) учит осознавать необходимость охраны природы в тундре.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Оборудование:

1)компьютер

2) мультимедийный проектор

3) 5 компьютеров в каждую группу

Демонстрационный материал:

1)белый медведь для этапа мотивации к учебной деятельности

2) карта природных зон

3) таблица «Животные тундры»

4) таблица «Растения тундры»

5) презентация к уроку

6) видео в презентации

7) запись песни «Увезу тебя я в тундру» в презентации (муз. М.Фрадкина, сл. М.Пляцковского)

Раздаточный материал:

  1. планшетки, маркер, тряпочка
  2. ножницы, клей
  3. Карточка для этапа повторение: растения.
  4. Карточки для этапа повторение: животные.
  5. Карточка для пробного задания. (Каждому ученику по 2 шт)
  6. Статьи из интернета для каждой группы. (См. папку раздаточный материал)
  7. Контурная карта для раскрашивания зоны.
  8. Карточки-помогалки на этапе выхода из затруднения
  9. Эталон для проверки самостоятельной работы

10)Таблица для этапа рефлексия.

11) Информационный материал: учебник, книга «Зелёные страницы», атлас-определитель «От земли до неба», статьи из интернета, диск к учебнику «Окружающий мир» 4 класс – в каждую группу, таблицы «Растения тундры» - для «Ботаников» , «Животные тундры» - для «Зоологов»

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности

Цель:

1) включение учащихся в учебную деятельность– тренировать в понимании значения уметь учиться;

2) определить содержательные рамки урока: природные зоны;

3) мотивация учащихся к учебной деятельности посредством яркого пятна (белый медведь и песня);

Организация учебного процесса на этапе 1:

- Что вы узнали на прошлом уроке? (Мы узнали о ледяной пустыне)

- Ваша работа была успешной? (…)

- Как вы можете обосновать свои ответы? (…)

- Вы можете двигаться дальше в изучении нового? (…)

- Сегодня на уроке мы продолжаем путешествие по природным зонам. (Слайд 1)

- Кто пришёл к нам в гости? (на картинке, на слайде - белый медведь) (Слайд 2)

- Он принёс нам песню. Послушайте её. (Звучит 1 куплет песни «Увезу тебя я в тундру») (Слайд 3)

-По какой природной зоне мы будем путешествовать сегодня? (По тундре) (Слайд 4)

- Раз сегодня вы будете узнавать новое, как вы будете работать? (повторим старое; выполним пробное действие, поймём чего мы не знаем, составим план, как будем узнавать новое; узнаем и заполним таблицу)

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

Цель:

1) актуализировать знания о природной зоне арктической пустыне;

2) тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение, классификация;

3) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;

4) предъявить индивидуальное задание для пробного действия (текст о тундре с пропусками);

5) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения, демонстрирующего недостаточность имеющихся знаний о тундре;

6) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.

Организация учебного процесса на этапе 2:

1) Основные климатические особенности арктической пустыни. Работа с картой.

- С чего надо начать работать? (С повторения, пройденного.) (Слайд 5)

- С какой целью вы повторяете? (Чтобы выявить, что сегодня на уроке нам понадобиться.)

- Работа с картой.

Покажите на карте расположение зоны арктических пустынь и расскажите о климатических особенностях

2) Особенности растительного мира арктических пустынь.

-Расскажите о представителях растительного мира и его особенностях? -На карточках (Р-3) найдите растения арктической пустыни, запишите и покажите номера на планшетке. (1, 2, 4)

3) Особенности животного мира арктических пустынь.

- Расскажите о представителях животного мира и его особенностях? -На карточках (Р-4) найдите животных арктической пустыни, запишите и покажите номера на планшетке. (1, 3, 4, 6)

4)Цепи питания.

–В группах на планшетках составьте цепь питания ледяной зоны.

(Водоросли – рачки – рыбы – птицы

Водоросли – рачки – рыбы – тюлени)

5) Занятия населения и экологические проблемы арктических пустынь.

–Рассказать о занятии населения и экологических проблемах.

6) Графический диктант.

Учитель читает предложения. Если высказывание верное, учащиеся ставят знак «+». Если высказывание неверное, ставят знак «–».

  • Природная зона арктических пустынь расположена на островах Тихого океана.
  • Территория Арктики не имеет коренного населения.
  • В Арктике для растений и животных сложились суровые условия.
  • В ледяной зоне растут кедры, березы, черемуха.
  • В Арктике обитают белые медведи, моржи, тюлени.
  • Арктический заповедник расположен на острове Врангеля.
  • Большое скопление птиц на скалах называют «птичьи рынки».

О т в е т ы: – + + – ++ ++ – .

Учащиеся сдают графический диктант на проверку.

-Очень надеюсь, что вы получите хорошие оценки

7)- Что вы сейчас повторили? (Климатические особенности, животный и растительный мир, занятия населения и экологические проблемы арктических пустынь)

-Что нам помогало в ответах? (Мы на прошлом уроке познакомились с особенностями ледяной зоны и составили таблицу) (Слайд 6)

8) Задание на пробное действие.

  • карточке (Р-5) вставить пропущенные слова.

-Поднимите руки, кто справился с заданием. (Кто-то не выполнил задание, у других получились разные ответы)

-Зачитайте, что у вас получилось. (Варианты ответов могут быть разные, как правильные, так и неправильные)

-Можем утверждать, что вы правильно справились с заданием? (Нет)

-Почему? В чём у вас затруднение? (Мы не изучали природную зону тундру, не составляли таблицу.)

- Что будете дальше делать? (Будем разбираться, в чём причина, возникшего затруднение.)

3. Выявление места и причины затруднения.

Цель:

1) организовать восстановление выполненных заданий и фиксацию (вербальную и знаковую) места – шага, где возникло затруднение;

2) организовать соотнесение действий учащихся с используемым способом (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе организовать выявление и фиксирование во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостаёт для выполнения заданий данного вида.

Организация учебного процесса на этапе 3:

- Какое задание выполняли? (Вставляли пропущенные слова в рассказе о тундре.)

- Чем пользовались? (Знаниями климатических особенностей, животного и растительного мира, занятий населения и экологических проблем арктических пустынь)

- В каком месте возникло затруднение? (Мы не изучали климатические особенности, животный и растительный мир, занятия населения и экологические проблемы тундры.)

- Почему возникло такое затруднение? (У нас пока не хватает знаний по тундре.)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель:

в коммуникативной форме

Этап 4

организовать построение учащимися проекта будущих учебных действий:

1. уточнение цели проекта (изучить и создать таблицу по тундре );

2. уточнить тему урока;

3. определение средств ( учебник, книга «Зелёные страницы», атлас-определитель «От земли до неба», статьи из интернета, таблицы «Растения тундры», «Животные тундры», диск к учебнику «Окружающий мир» 4 класс.);

4. построение плана достижения цели.

Организация учебного процесса на этапе 4:

- Сформулируйте цель урока? (Надо изучить климатические особенности, животный и растительный мир, занятия населения и экологические проблемы тундры и составить таблицу-алгоритм.)

- Какая тема урока? (Тундра.)

-А в учебнике этот урок назван «В холодной тундре»

Учитель фиксирует тему урока на доске.

- Что вам может помочь при достижении цели? (Таблица изучения природных зон, учебник, книга «Зелёные страницы», атлас-определитель «От земли до неба», статьи из интернета, таблицы «Растения тундры», «Животные тундры», диск к учебнику «Окружающий мир» 4 класс.)

- По какому плану вы будете действовать?

  1. Узнать, где расположена зона тундры на карте;
  2. Узнать климатические условия.
  3. Познакомиться с растительным миром тундры.
  4. Познакомиться с животным миром тундры.
  5. Узнать, чем занимается население тундры.

Выяснить какая там экология.) (Слайд 7)

План можно зафиксировать на доске.

Категория: Разработки уроков | Добавил: rasputina68
Просмотров: 752 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Новости
a>

Сайт Елены Распутиной Покосное © 2025
uCoz