Предмет: Окружающий мир
Класс: 4 класс
Авторы учебника: А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая («Перспектива»)
Тип урока: ОНЗ (По технологии деятельностного метода Л.Г.Петерсон).
Основные цели:
- сформировать представление о тундре;
2)формировать умение соотносить природные условия тундры с особенностями её флоры и фауны, а также занятиям местных жителей;
3) учит осознавать необходимость охраны природы в тундре.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Оборудование:
1)компьютер
2) мультимедийный проектор
3) 5 компьютеров в каждую группу
Демонстрационный материал:
1)белый медведь для этапа мотивации к учебной деятельности
2) карта природных зон
3) таблица «Животные тундры»
4) таблица «Растения тундры»
5) презентация к уроку
6) видео в презентации
7) запись песни «Увезу тебя я в тундру» в презентации (муз. М.Фрадкина, сл. М.Пляцковского)
Раздаточный материал:
- планшетки, маркер, тряпочка
- ножницы, клей
- Карточка для этапа повторение: растения.
- Карточки для этапа повторение: животные.
- Карточка для пробного задания. (Каждому ученику по 2 шт)
- Статьи из интернета для каждой группы. (См. папку раздаточный материал)
- Контурная карта для раскрашивания зоны.
- Карточки-помогалки на этапе выхода из затруднения
- Эталон для проверки самостоятельной работы
10)Таблица для этапа рефлексия.
11) Информационный материал: учебник, книга «Зелёные страницы», атлас-определитель «От земли до неба», статьи из интернета, диск к учебнику «Окружающий мир» 4 класс – в каждую группу, таблицы «Растения тундры» - для «Ботаников» , «Животные тундры» - для «Зоологов»
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности
Цель:
1) включение учащихся в учебную деятельность– тренировать в понимании значения уметь учиться;
2) определить содержательные рамки урока: природные зоны;
3) мотивация учащихся к учебной деятельности посредством яркого пятна (белый медведь и песня);
Организация учебного процесса на этапе 1:
- Что вы узнали на прошлом уроке? (Мы узнали о ледяной пустыне)
- Ваша работа была успешной? (…)
- Как вы можете обосновать свои ответы? (…)
- Вы можете двигаться дальше в изучении нового? (…)
- Сегодня на уроке мы продолжаем путешествие по природным зонам. (Слайд 1)
- Кто пришёл к нам в гости? (на картинке, на слайде - белый медведь) (Слайд 2)
- Он принёс нам песню. Послушайте её. (Звучит 1 куплет песни «Увезу тебя я в тундру») (Слайд 3)
-По какой природной зоне мы будем путешествовать сегодня? (По тундре) (Слайд 4)
- Раз сегодня вы будете узнавать новое, как вы будете работать? (повторим старое; выполним пробное действие, поймём чего мы не знаем, составим план, как будем узнавать новое; узнаем и заполним таблицу)
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.
Цель:
1) актуализировать знания о природной зоне арктической пустыне;
2) тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение, классификация;
3) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;
4) предъявить индивидуальное задание для пробного действия (текст о тундре с пропусками);
5) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения, демонстрирующего недостаточность имеющихся знаний о тундре;
6) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.
Организация учебного процесса на этапе 2:
1) Основные климатические особенности арктической пустыни. Работа с картой.
- С чего надо начать работать? (С повторения, пройденного.) (Слайд 5)
- С какой целью вы повторяете? (Чтобы выявить, что сегодня на уроке нам понадобиться.)
- Работа с картой.
Покажите на карте расположение зоны арктических пустынь и расскажите о климатических особенностях
2) Особенности растительного мира арктических пустынь.
-Расскажите о представителях растительного мира и его особенностях? -На карточках (Р-3) найдите растения арктической пустыни, запишите и покажите номера на планшетке. (1, 2, 4)
3) Особенности животного мира арктических пустынь.
- Расскажите о представителях животного мира и его особенностях? -На карточках (Р-4) найдите животных арктической пустыни, запишите и покажите номера на планшетке. (1, 3, 4, 6)
4)Цепи питания.
–В группах на планшетках составьте цепь питания ледяной зоны.
(Водоросли – рачки – рыбы – птицы
Водоросли – рачки – рыбы – тюлени)
5) Занятия населения и экологические проблемы арктических пустынь.
–Рассказать о занятии населения и экологических проблемах.
6) Графический диктант.
Учитель читает предложения. Если высказывание верное, учащиеся ставят знак «+». Если высказывание неверное, ставят знак «–».
- Природная зона арктических пустынь расположена на островах Тихого океана.
- Территория Арктики не имеет коренного населения.
- В Арктике для растений и животных сложились суровые условия.
- В ледяной зоне растут кедры, березы, черемуха.
- В Арктике обитают белые медведи, моржи, тюлени.
- Арктический заповедник расположен на острове Врангеля.
- Большое скопление птиц на скалах называют «птичьи рынки».
О т в е т ы: – + + – ++ ++ – .
Учащиеся сдают графический диктант на проверку.
-Очень надеюсь, что вы получите хорошие оценки
7)- Что вы сейчас повторили? (Климатические особенности, животный и растительный мир, занятия населения и экологические проблемы арктических пустынь)
-Что нам помогало в ответах? (Мы на прошлом уроке познакомились с особенностями ледяной зоны и составили таблицу) (Слайд 6)
8) Задание на пробное действие.
- карточке (Р-5) вставить пропущенные слова.
-Поднимите руки, кто справился с заданием. (Кто-то не выполнил задание, у других получились разные ответы)
-Зачитайте, что у вас получилось. (Варианты ответов могут быть разные, как правильные, так и неправильные)
-Можем утверждать, что вы правильно справились с заданием? (Нет)
-Почему? В чём у вас затруднение? (Мы не изучали природную зону тундру, не составляли таблицу.)
- Что будете дальше делать? (Будем разбираться, в чём причина, возникшего затруднение.)
3. Выявление места и причины затруднения.
Цель:
1) организовать восстановление выполненных заданий и фиксацию (вербальную и знаковую) места – шага, где возникло затруднение;
2) организовать соотнесение действий учащихся с используемым способом (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе организовать выявление и фиксирование во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостаёт для выполнения заданий данного вида.
Организация учебного процесса на этапе 3:
- Какое задание выполняли? (Вставляли пропущенные слова в рассказе о тундре.)
- Чем пользовались? (Знаниями климатических особенностей, животного и растительного мира, занятий населения и экологических проблем арктических пустынь)
- В каком месте возникло затруднение? (Мы не изучали климатические особенности, животный и растительный мир, занятия населения и экологические проблемы тундры.)
- Почему возникло такое затруднение? (У нас пока не хватает знаний по тундре.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель:
в коммуникативной форме
организовать построение учащимися проекта будущих учебных действий:
1. уточнение цели проекта (изучить и создать таблицу по тундре );
2. уточнить тему урока;
3. определение средств ( учебник, книга «Зелёные страницы», атлас-определитель «От земли до неба», статьи из интернета, таблицы «Растения тундры», «Животные тундры», диск к учебнику «Окружающий мир» 4 класс.);
4. построение плана достижения цели.
Организация учебного процесса на этапе 4:
- Сформулируйте цель урока? (Надо изучить климатические особенности, животный и растительный мир, занятия населения и экологические проблемы тундры и составить таблицу-алгоритм.)
- Какая тема урока? (Тундра.)
-А в учебнике этот урок назван «В холодной тундре»
Учитель фиксирует тему урока на доске.
- Что вам может помочь при достижении цели? (Таблица изучения природных зон, учебник, книга «Зелёные страницы», атлас-определитель «От земли до неба», статьи из интернета, таблицы «Растения тундры», «Животные тундры», диск к учебнику «Окружающий мир» 4 класс.)
- По какому плану вы будете действовать?
- Узнать, где расположена зона тундры на карте;
- Узнать климатические условия.
- Познакомиться с растительным миром тундры.
- Познакомиться с животным миром тундры.
- Узнать, чем занимается население тундры.
Выяснить какая там экология.) (Слайд 7)
План можно зафиксировать на доске.
|