Предмет преподавания: математика
Класс: 3 класс
Учитель: Распутина Елена Владимировна
Тип урока: ОНЗ.
Ведущая образовательная технология: Технология деятельностного метода Л.Г.Петерсон.
Тема: «Формула стоимости».
Основные цели:
1) формировать представление о величинах «стоимость», «цена», «количество»;
2) выявить зависимость между введенными величинами, формировать умение строить формулы;
3) формировать умение находить по формуле стоимости a и n;
4) формировать умение использовать формулу стоимости для решения задач, тренировать вычислительные навыки.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.
Оборудование:
- мультимедийный проектор
- планшетки, маркеры, тряпочки
- лист на этап рефлексии, клей
Демонстрационный материал:
- Карточки с величинами:
- 4 · 8 = 32
32 : 4 = 8
32 : 8 =4
3)
а – цена товара,
т.е. стоимость единицы товара
|
4)
n – количество товара
в выбранных единицах
|
5)
С – стоимость ВСЕГО товара
|
- Тема урока:
Раздаточный материал:
- Задача на этап затруднения.
За 4 пирожка заплатили 28 рублей. Какова цена пирожков?
- Карточка для работы в группе:
- Внимательно прочитайте задачу
- Мы купили 4 ластика по 3 рубля за каждый. Найдите стоимость ластиков.
- Решите эту задачу сложение.
- Посмотрите на сумму, что вы замечаете? Чем можно заменить сумму? Запишите.
4.-Какую величину обозначает число 3? Как эта величина записывается в математике?
-Какую величину обозначает число 4? Как эта величина записывается в математике?
- Какую величину обозначает число 12? Как эта величина записывается в математике?
- Внимательно посмотрите, как вы нашли стоимость в числовом выражении. Сделайте вывод: как найти стоимость всего товара и запишите формулу СТОИМОСТИ.
- А как найти неизвестный множитель? Проговорите это правило в группах, сделайте вывод и запишите на планшетках формулу нахождения ЦЕНЫ.
- Значит как найти колличество? Запишитте на планшетках формулу нахождения КОЛИЧЕСТВА.
|
- Алгоритм решения задач.
Алгоритм решения задач.
- Внимательно прочитать задачу.
- Определи величины и занеси их в таблицу.
- Определи что неизвестно.
- Примени формулу.
- Запиши решение, найди ответ.
- Запиши ответ.
|
4) Образец
9 . 2 = 18(руб) – стоят хурмы
70 : 7 = 10(б)
40 : 4 = 10(руб) – стоит одно яблоко
5) картинки для этапа рефлексии:
Внимательно слушал
Смотрел:
Сделал открытие:
Все получилось:
Доволен собой:
Недоволен собой:
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности:
Цель:
1) создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в деятельность;
2) мотивировать учащихся к учебной деятельности;
3) определить содержательные рамки урока.
Организация учебного процесса на этапе 1:
- (СЛАЙД 1)
–Здравствуйте ребята, сегодня мы вместе с вами проведём урок математики. Меня зовут Елена Владимировна.
- Я немножко волнуюсь и очень надеюсь, что вы мне поможете, поможете мне? (Да) Скажите, учитель, мы поможем тебе. (Учитель, мы поможем тебе)
Вот и хорошо. Начнём работать.
- А вы знаете что такое величина?
- Назовите величины, которые вы знаете и единицы их измерения? (S, длина, время) (Д-1)
- А теперь отгадайте загадку: (СЛАЙД 2)
Надо хлеба нам купить,
Иль подарок подарить, —
Сумку мы с тобой берем,
И на улицу идем,
Там проходим вдоль витрин
И заходим в…
Ответ: Магазин (Щелчок )
- Сегодня мы отправимся в магазин и познакомимся с такими величинами, с использованием которой вы, ваши родители, все люди сталкиваются каждый день. Интересно узнать, что это за величины? (Да)
-Значит не будем терять времени. Но сначала повторим, что мы уже знаем.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.
Цель:
1) актуализировать изученные способы действий, достаточных для построения нового способа;
2) актуализировать мыслительные и познавательные процессы, достаточные для построения нового знания;
3) мотивировать к пробному учебному действию и его самостоятельному осуществлению;
4) зафиксировать учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.
Организация учебного процесса на этапе 2:
Замените сложение умножением. (СЛАЙД 3) Найдем значение данного выражения.
- 2 + 2 + 2 + 2 + 2 = 2 х 5 = 10 (Щелчок, щелчок)
8 + 8 + 8 + 8 + 8 + 8 = 8 х 6 =48(Щелчок, щелчок)
4 + 4 + 4 + 4 + 4 + 4 + 4 + 4 = 4 х 8 = 32(Щелчок, щелчок)
Почему?
(СЛАЙД 4) Назовите компоненты умножения.
Как найти произведение? Как найти множитель?( тройка примеров на последнем примере)
- На планшетках запишите решение задач:
· (СЛАЙД 5) прямоугольника равна 5 дм, а ширина - 2 дм. Какова его площадь? (Чтобы найти площадь, нужно перемножить длину и ширину: (Щелчок ) 5 · 2 = 10 (дм2))
· (СЛАЙД 6) Площадь прямоугольника равна 15 см2, длина – 5 см. Чему равна ширина? (Чтобы найти ширину прямоугольника, надо площадь разделить на длину: (Щелчок ) 15 : 5 = 3см)
· (СЛАЙД 7) Ширина прямоугольника равна 4см. Найдите длину прямоугольника, если его площадь равна 24см2. (Чтобы найти ширину прямоугольника, надо площадь разделить на длину: (Щелчок) 24 : 4 = 6см)
- -Сейчас мы с вами и отправляемся в магазин. А чтобы пойти в магазин, что мы должны иметь? (Деньги)
-Верно. Какие бывают деньги? (Монеты (СЛАЙД 8) и купюры (СЛАЙД 9).
- Мы пользуемся (СЛАЙД 10) купюрами достоинством 10, 50, 100, 500, 1000, 5000 и монетами достоинством 1,2,5.10 рублей и копейками 1, 5, 10,50.
- А что больше, рубль или копейка? (Рубль)
- Правильно. Рубль больше. Откройте учебник, на странице 40 и скажите, сколько копеек в одном рубле.
1 руб. = 100коп.(Щелчок)
Давайте запишем это равенство и в тетради.
- Задача на затруднение.
- Рассмотрим задачу.
- За 4 пирожка заплатили 28 рублей. Какова цена пирожков?(Р-1)
- Как вы думаете, о каких величинах идёт речь в задаче? (…)
-Когда вы приходите в магазин, делаете покупки, на что вы обращаете внимание? (На ценники, которые стоят на прилавках.)
- Что указано на ценнике? (Сколько стоит 1 кг какого-то товара.)
- Что такое цена? (Стоимость одной единицы товара.)
- Эта величина так и называется, цена.
- В математике принято цену обозначать буквой а. (Д-2)
-Что за величина, которая показывает, сколько предметов мы покупаем? (Это колличество)
- В математике принято обозначать колличество буквой п.(Д- 3)
- А когда мы расчитываемся за весь товар, то это……? (Стоимость)
- Стоимость в математике принято обозначать буквой С.(Д-4) (СЛАЙД 11)
- Когда находим величины и путь нахождения записывается общепринятыми буквами, такую запись называют – ФОРМУЛА.
Величины
|
C (стоимость)
|
a (цена)
|
n (количество)
|
Единицы измерения
|
руб.
|
руб.
|
шт., м, кг и т.д.
|
- Каковы единицы измерения данных величин? ((Щелчки) Стоимость и цена в рублях, а количество – штуки.)
Можно добавить, что количество может измеряться в метрах, килограммах и т.д. Таблица заполняется по ходу диалога.
- Что нового в задаче? (Новые величины.)
- О каких величинах говорится в задаче? (О стоимости, цене и количестве.)
- Сформулируйте свою цель. (Решить задачу с новыми величинами) (СЛАЙД 12)
-Теперь давайте потренируемся, я буду называть вам величину, а вы записывать на планшетках, как она обозначается в математике. Стоимость, цена, колличество, цена, колличество, стоимость, колличество, цена, стоимость. Молодцы.
- Решите задачу и запишите формулу, которой воспользовались.
Учащиеся выполняют задание самостоятельно.
- У кого нет ответа? (…)
- Что вы не смогли сделать? (Мы не смогли решить задачу и записать формулу.)
- Какой ответ получили в задаче и какую формулу получили? (…)
Все ответы фиксируются на доске.
Если правильных ответов не будет, учитель фиксирует отсутствие правильного ответа.
- Что вы не смогли сделать? (Мы не смогли правильно решить задачу и записать формулу.)
Возможно, у кого-то задача будет решена правильно, мало вероятно, что формулу запишут верно.
- Что вы не можете сделать? (Мы не можем записать формулу, по которой получили ответ.)
- С чем вы сталкнулись?(С затруднением.)
3. Выявление места и причины затруднения.
Цель:
1) организовать восстановление выполненных операций и фиксацию места – шага, операции, где возникло затруднение.
2)соотнести свои действия с используемым способом действий и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения.
Организация учебного процесса на этапе 3:
- Что будете делать? (Будем думать.)
- Что вы должны были сделать? (Мы должны были решить задачу и записать формулу.)
- Что вы использовали при решении задачи? (Опыт, который мы имеем.)
- Где возникло затруднение? (При определении, что надо сделать, чтобы ответить на вопрос задачи, при записи формулы.)
- Чем эта задача отличается от тех, которые вы решали в начале урока? (Раньше мы решали задачи с известными нам величинами, а в этой задаче новые величины, которыми мы раньше не работали.)
- Почему возникло затруднение? (У нас нет формулы для решения таких задач)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель:
В коммуникативной форме организовать построение учащимися проекта будущих учебных действий:
1) уточнение цели проекта (целью всегда являются устранение возникшего затруднения);
4) построить проект выхода из затруднения.
Организация учебного процесса на этапе 4:
- Какова же цель вашей деятельности? (Построить формулу, которая связывает стоимость, цену и количество и научиться её пользоваться.)
- В математике такую формулу называют формулой стоимости. Сформулируйте тему урока. (Формула стоимости.) (Д-6)
Тема вывешивается на доску.
- Давайте составим план работы (фиксируем план работы на доске):
1. Определить значение величин.
2. Установить взаимосвязь между величинами.
3. Записать формулу стоимости.
4. Вывести формулы для нахождения всех величин, которые входят в формулу стоимости.
- Что вам может помочь при достижении цели? (Жизненный опыт.)
|